Смелость надеть сарафан Нина Ли, 23 декабря 2017, 04:07

Рубрика:   История успеха
Тип материала:   Интервью
Вид рукоделия:   Шитьё (Шитье одежды)

Как вы пришли к идее создания костюмов?
Когда я начала писать иконы для нашего Никольского храма, я каждое лето ездила в паломнические поездки. И перед путешествием сочиняла и шила (иногда сама) сарафаны. Еще одна причина – я увидела качественные хлопковые ткани производства США и Японии – ну и генератор идей заработал! Но нужно было встретить мастера – портного. И мне повезло, я познакомилась с Людмилой Кольцыной. Еще мне помогает моя сестра Наташа (декоративные элементы в костюмах и ручная вышивка – это ее работа), а также подруги, которые заказывают и носят мои вещи.
Признаться, в молодости, в полуподвале дворницкой на Петроградской стороне я за несколько дней вручную сшила рубаху и длинный сарафан из хлопка. В то лето я впервые почувствовала, что эта одежда каким-то образом защищала меня в «без-
домном» питерском пространстве. А это и был тот особый язык общения с Богом и миром, который получает любой обладатель национального костюма. Сейчас я понимаю, что для меня это было чувство рода, моей «русскости» по маминой линии. Если мы говорим о современном костюме в контексте «русского стиля», то зачастую нам не хватает чувства стиля и вкуса. И дерзкой смелости носить национальный костюм.


Можно ли сделать народный костюм современным?
Я абсолютно убеждена, что народный костюм может быть современным и даже есть потребность в этом. Во-первых, русский костюм многослойный – благодаря нашему климату и множеству времен года. Поэтому вещи должны быть трансформируемыми. И очень хорошо, если бы они могли компоноваться друг с другом. Например, душегрея, у которой отстегиваются рукава, превращается в жилет. Понева может носиться с длинной рубахой летом, надеваться поверх юбки, утепляя ее и украшая одновременно. А также мы можем ее надевать, приходя на службу в храм, если мы в брюках. Длинная рубаха, как мужская, так и женская, хорошо комплектуется с жилетами, а для молодых и стройных это еще и короткое платье. Я уж не говорю о головных уборах: сороки, повойники, кики разнообразные. Это такая кладовая, «оружейная палата» идей. И вход туда – свободный: изучай, твори, носи...
Сочетаются ли элементы народного и современного костюма?
Я ношу сарафаны не только с рубахами, но и с футболками и с тонкими джемперами. Сарафан – это уникальная, универсальная одежда наших предков. Если мы возьмем аксессуары народного костюма: ручные украшения – розаны, грибатки, гайтаны с крестами, пояса, бусы, – то они могут украсить любую, даже обычную одежду, превратить ваш скромный костюм в особенный.
И ваш выбор так много расскажет о вас...


Как вы считаете, как сделать, чтобы женщина в современном костюме не выглядела «ряженой»?
Во-первых, это качество вещи и материала, из которого сшит костюм. Это не должно походить на печворк, собранный из каких попало остатков. Ткани должно быть достаточное количество, не скупитесь, в этом – половина успеха! На сарафан-косоклинник нужно более 5 м при ширине 1,10 м. А если ткань с купоном или канвой, то больше. Конечно, необходима рука и глаз художника или природный вкус... Если вы являетесь счастливым обладателем аутентичного русского костюма, то надевайте и носите его хотя бы в праздники. Это – красиво! И женщина в такой одежде не может быть «ряженой»!


Кого можно назвать вашей аудиторией?
Как бы я хотела видеть красиво и достойно одетых женщин в наших храмах, особенно на праздниках! Кстати, в данном случае это могли бы быть не только костюмы в русском стиле, но и этнографические и исторические также. Я думаю, что моя аудитория – это художники, музыканты (возраст не имеет значения). Хотя были и незнакомые мне люди, которые останавливали меня на улицах, в транспорте, в музее, да где угодно. Они выражали восхищение, спрашивали, где это можно купить, и независимо от профессии были, я думаю, смелыми, искренними и свободными людьми. И знаете, их немало. Ну и молодежная тусовка, в том числе и православная, где рядятся и играют во всякого рода литературных и не очень героев. Почему бы не попробовать все это фантастическое многообразие против банального унисекса?

Во многих странах существует обычай надевать народные костюмы по праздникам. Как вы думаете, прижился бы такой обычай в России?
Впервые побывав в Швеции, мы оказались на их большом празднике «Середина лета», и я увидела всех этих необычно и нарядно одетых людей. То, что в костюмах были и дети, и взрослые всех возрастов, – это так о многом говорит: о нации, народе и стране. И вот сейчас, когда у нас восстановлено множество храмов и построены новые, люди начинают осознавать свою идентичность. Может быть, русские (как и малые народы России, которые сохранили свой национальный костюм) перестанут чураться своих корней, а обратятся к ним, начнут изучать и носить свое наследие. По словам Л.В. Каршина, «русский костюм олицетворяет взаимосвязь с мирозданием и свидетельствует о целостности мировоззрения человека. Отражает особый язык общения с Богом и Миром».
Необходимо показывать, демонстрировать по телевидению информацию об этнологических конкурсах, фестивалях, центрах и клубах, таких как «Параскева» или «Истоки». Сейчас о них проходит краткая информация в региональной прессе (в лучшем случае) – об этом забывают на годы... Кроме того, оказывается, если ты отшил коллекцию одежды, но не представляешь какую-либо общественную организацию – «спи спокойно, дорогой товарищ», тебя как бы и нет... При этом в метро и по телевизору я вижу рекламу «православной одежды» – скучных вещей, сшитых из дешевой ткани. И никакого декора. Ну послушайте, ну так же нельзя!

Как долго делается один костюм? Какие материалы вы используете?
Срок изготовления зависит от количества вещей в костюме, а их может быть до четырех и больше. Ну и конечно, от сложности. Например, я предложила поехать на фестиваль печворка, но мы никогда до этого не занимались печворком – ни я, ни Людмила. Днем я работала, а по ночам смотрела мастер-классы, отфильтровывая приемы, которые могут подойти для одежды. А потом в мастерской у Людмилы объясняла ей тот или иной прием и раскладывала ткани. Пока она сшивала и утюжила, у меня было время обдумать варианты. Это превосходный процесс творчества в чистом виде. От идеи до воплощения тогда уходило от месяца до полутора. А перед ярославским конкурсом за полтора месяца мы успели сделать четыре костюма, которые состоят из двух и более вещей. Три головных убора мы вручную сшили в дороге...
Мы используем высококачественный хлопок, только натуральные ткани – это относится и к отделочным: кружево, ленты, декоративные элементы. Хотелось бы поработать с другими материалами: трикотаж, шерсть, может быть, мех, но это из области чудес...

Назад в раздел
Ещё

Печатный журнал "Formula рукоделия"