Журнал Формула Рукоделия/Что почитать?/Cтатьи/ Между сном и явью. О том, как...

Между сном и явью. О том, как зародилось племя котов-шаманов. Юралга Норд, 24 января 2017, 11:47

Вид рукоделия:   Декорирование, Номер журнала (81(1)2017 ), Украшения

ФР: Как появился ваш первый
«шаманокот»?
Первый кот появился зимой 2009 года. Я постоянно покупала материалы для творчества, не зная, куда их использовать, – у меня были пачка самозатвердевающей глины «Керапласт» и акриловые краски, и я слепила и разрисовала своего первого кота. Он был совсем не похож на нынешние работы, у меня не было навыков работы с росписью. Я показала его в своем дневнике на Diary.ru и в результате продала, а потом посыпались заказы. Осенью того же года я решила делать это целенаправленно, сделала несколько котов на продажу и создала для них отдельное сообщество. Это произошло 1 ноября, теперь этот день отмечается как день рождения «шаманокотизма». Давно мечтала уйти с работы, а тут такой шанс.
В моем понимании шаманизм – это чудеса, которые человек делает в собственной голове. Творчество, осознанные сновидения, состояние транса и так далее. Многие мои сюжеты «пойманы» на грани между сном и явью, в состоянии, близком к трансу, – люди выглядят в нем как силуэты с длинными лицами, кошачьи глаза светятся изнутри. Часто возникают и другие существа, я не задумываюсь, как они могут существовать, просто рисую.
Кроме «Шаманокотов» и «Забытых богов» есть еще проект «ЖВОЗИКИ». Это полностью интуитивная и непредсказуемая графика. Рисую, как рука пойдет. Создавала этот проект, чтобы немного отвлечься от основной работы и развлечь себя, – а в результате недавно продала три картины с этими существами. Думаю, что и этот проект можно развить во что-то большее, чем паблик с небрежными быстрыми картинками.

ФР: Расскажите немного о технологии, как она совершенствовалась?
Большую часть своих технических навыков я получила сама. Покупала и пробовала самые разнообразные материалы – от «Керапласта» до камней, стекла, керамики, фанеры. Приходя в художественный магазин, покупала все возможные краски и испытывала их в деле – сейчас я использую не только акрил, но и масло, темперу, витражные, металлики, патины, «призму», даже лаки для ногтей.
Самостоятельно осваивала другие техники для дополнения своих работ – научилась весьма неплохо вышивать бисером, сделала несколько крупных колье, коллекции из брошей и кулонов. Но это очень трудозатратно и плохо окупается, поэтому подобные вещи сейчас делаю редко. Отказалась от «Керапласта» – он слишком хрупкий. Пробовала рисовать по коже – не мое, хотя несколько украшений было сделано. Приятнее всего работать с керамикой – в нее впитываются краски, все штрихи и мазки получаются ровнее. Очень сложно рисовать по стеклу – необходимо закреплять роспись со всех сторон, иначе лак может сойти вместе с изображением. Сложно рисовать по всему, что прозрачное.

ФР: Как вы вышли на ярмарки? Где еще продвигается ваша продукция? Какова ваша ценовая политика?
В 2012 году решила попробовать и поехала на «Райские яблоки». К тому времени мои работы были уже весьма востребованы, поэтому пришло очень много людей, раскупили весь стенд. А в 2015 году, после длительного перерыва, я поехала на Artflection и продолжаю регулярно ездить.
Все продвигается в блогах и соцсетях. Мой лучший способ продвижения – лотереи. Я часто их провожу и дарю недешевые подарки, стоимостью до 15 тысяч рублей, а условия участия мягкие – только репост, без вступления в группу. Но люди все равно вступают, по собственной инициативе. И остаются.
Сейчас мои работы продаются на собственном сайте, и этим занимаются мои друзья, семейная пара. Когда-то я сама общалась с покупателями, продавала работы в интернете, но это отвлекало меня и занимало слишком много времени. Заказчики бывают разные, а меня очень легко выбить из колеи требованиями, придирками, длинными бессвязными текстами. Поэтому полномочия по интернет-продажам я передала с удовольствием.
Что касается моей ценовой политики, я никогда не считаю себестоимость товара, но учитываю, сколько было потрачено времени. Учитываю, насколько удачно была реализована идея, насколько эффектно выглядит работа. Первые коты стоили все одинаково и довольно дешево, цены повышались, когда вырастал спрос. Все-таки в мире искусства, в том числе и декоративно-прикладного, принципы ценообразования непредсказуемы и интуитивны – товары, не являющиеся необходимыми, могут продаваться по любым ценам. Если я видела, что какую-то работу, по результатам анонса, собирается приобрести большое количество людей, то повышала цену в полтора-два раза, и ее все равно покупали. Проводила и аукционы.

ФР: Как вы сейчас оцениваете российский рынок авторских работ? Какие тенденции интересны для вас лично?
Сейчас рынок переполнен. Переполнен он уже несколько лет, и каждый день появляются новые мастерские. Кто-то работает и развивается, кто-то хочет «быть как другой мастер» – много подделок, копий, заезженных приемов. Очень велика конкуренция в бисере, набирают обороты «домашние» ювелиры, многие пробуют роспись. Сложно сейчас удивить и качественными работами из полимерной глины – есть три-четыре мастера, которые достигли головокружительных высот, и за ними тянется хвост из последователей. Стали надоедать «игрушки в смешанной технике» – когда на текстильное тело пришлепывается блин из полимерной глины, исполняющий роль мордочки животного, – все эти животные похожи, их роднит «волшебный» стиль и подача, и их делается огромное количество, иной раз авторов можно перепутать. Много копируют с западных мастеров.
Но если кто-то вдруг создает новый концепт, интересую идею, открывает оригинальное сочетание материалов – такой новатор всегда «выстреливает», и популярность приходит очень быстро. Особенно если мастер не сидит на своей странице в ожидании покупателей, а активно продвигает свое творчество в тематических группах и на ярмарках.

ФР: Что вы могли бы посоветовать начинающему мастеру, который решил выставлять свои работы на продажу?
Я бы посоветовала в первую очередь учиться рисовать и лепить, изучать теорию цвета, композицию, смотреть, вдохновляться. Источников вдохновения должно быть очень много – вдохновляясь чем-то одним, вы не сделаете оригинальной работы. Искать и экспериментировать – в материалах, форме, сочетаниях. Начинающий мастер может этого всего не делать, если воспользуется агрессивными методами продвижения. А еще можно просто понравиться своему будущему покупателю, предложить ему что-то особенное, чего он раньше не видел. Что-то такое, о чем он расскажет друзьям и будет возвращаться снова и снова. Это сложная задача, но многим удается ее успешно реализовать.
Назад в раздел
Ещё

Печатный журнал "Formula рукоделия"